Эти одесские мосты

Я очень часто ходила (и хожу) по мостам или мимо них, прохожу через дорогу с Гаванной на Ланжероновскую...а ведь здесь лежит целая история!))) Собственно о мостах мне захотелось написать (а не только рассказывать истории своим туристам). Важно знать историю своего родного города.

Одесса не лежит на островах, как Питер, ее не пересекает река, как Прагу или Париж, и тем не менее она имеет немало мостов, составляющих ее архитектурную особенность.Многие мосты не сохранились, и сейчас их можно обнаружить разве что под землей. Так, например, по улице Гаванной раньше проходила Военная балка, которая пересекала Дерибасовскую и отделяла Горсад от Ланжероновской. В начале 19-го века над балкой построили мосты: один на Дерибасовской, а другой - между Горсадом и Ланжероновской. Мосты эти просуществовали относительно недолго. Балку укоротили, и при этом мост на Дерибасовской разобрали, а на Ланжероновской просто засыпали. Так по сей день этот мост и лежит под мостовой на углу улиц Гаванной и Ланжероновской. Представляете?:)
Зато сохранились до наших дней другие прекрасные мосты: мост Новикова, который строился с 1822 по 1834 г.г. французским инж. Ю.Гаюи. Это был первый каменный мост в Одессе, названный в честь владельца канатной фабрики, находившейся недалеко от моста на ул. Канатной, Ильи Новикова (инициатора и подрядчика строительства).
мост Новикова

В 1863 году, под руководством архитектора Гонсиоровского была закончена постройка моста, который соединил берега балки по Греческой улице. Открытие моста совпало с пятидесятилетием служебной деятельности новороссийского генерал-губернатора графа Строганова. Его именем было решено назвать новый мост.

Строгановский мост


И почти в конце 19-го столетия появился еще один - последний над Карантинной балкой - мост по улице Бунина (тогда - ул.Полицейской, позднее ул.Розы Люксембург). Металлический каркас моста был изготовлен в Париже, а назван он был в честь генерал-губернатора П.Е.Коцебу.

мост Коцебу

Наверно, один из самых известных одесских мостов (и самых туристических) - Тещин мост. Новый пешеходный мост через Военную балку официально не имел названия, что в обиходе было очень неудобно и постепенно к нему, сначала в шутку, а потом и всерьез пристало название "Тещин мост".
© Copyright Штерн Лев Иосифович

Легенда о происхождении этого названия повествует, что мост построили во времена, когда главным в городе (по тем временам - 1-й секретарь обкома КПСС) был некто по фамилии Синица и жил он на Бульваре, а теща на другом берегу балки - вот и построил к ней мост. Наверно, чтобы ходить по выходным обедать. На блинчики или форшмак....или что там еще одесская теща могла готовить:) И если сначала мост казался бесполезным, то со временем оказалось, что благодаря ему Бульвар приобрел еще один выход, прогулочная набережная удлинилась почти втрое, да и сам он стал достопримечательностью.
Есть определенное конструктивное сходство моста герцогини Шарлотты через реку Альзету и Тещиного моста, только мост в Люксембурге автомобильный и раз в 6-7 длиннее и шире Тещиного. Мост в Люксембурге строился в 1965 году, а наш несколькими годами позднее.

© Copyright Штерн Лев Иосифович

Ну и напоследок - мостик в уголке "Старой Одессы". Никакой реки или озера в данном месте не было, мостик был создан для красоты. "На площадке перед мостом собраны архитектурные объекты, свезённые – одновременно со строительством самого моста – из сносимых старых домов в центральной части города. Соответственно вся площадка именуется уголком старой Одессы."




по материалам книги "Улицы рассказывают" К.Саркисьян, М.Ставницер

"Из воспоминаний об Одессе"Лев Штерн

http://odesskiy.com/

Комментарии