Сокровища львовских парадных


Наконец я добралась до своего блога! Рассказывать о поездках и делиться впечатлениями мне всегда в радость, но увы, не всегда находится время, особенно летом, когда я загружена экскурсиями. 

Как бы там ни было, блог - моя отдушина и вдохновение: я могу здесь писать, как хочу, не считая количество знаков и не имея ограничения по количеству фотографий (как это бывает с журнальными статьями, которые я тоже пишу). 

Этот пост - о моей весенней поездке в любимый Львов 💗 Ездила я туда в апреле по работе, но в свободное время я запланировала себе несколько must-visit очень красивых парадных, а также панорамные площадки города. Обо всем этом расскажу. И буду рада, если кого-то мои travel-заметки вдохновят на новые путешествия в місто Лева.
Те, кто со мной знаком (лично или через мои заметки и посты) знает, насколько я люблю Львов и, хоть я была там сто раз, продолжаю ездить в этот город и изучать его глубже и детальнее. Львов мне близок по духу, по атмосфере, традициям, я в восторге от архитектуры города, от деталей и мелочей, которые создают эстетику и красоту. 
Львов - словно матрешка или шкатулка с двойным дном: тебе кажется, что ты вроде сто пятьсот раз тут был и многое видел, но всякий раз, когда приезжаешь вновь, город открывается по-новому, показывает ранее не виденные уголки, рассказывает другие истории. Львов многогранен, поэтому мне кажется, сколько бы я не приезжала, всегда найду, чему удивиться или восхититься.
У меня был довольно подробный пост о (пожалуй, моем самом любимом районе города) Новом Свете. На этот раз тоже буду рассказывать об этом участке, но про новые посещенные уголки. Вот те улицы, где я гуляла и вдохновлялась.
Пару слов о Новом Свете. Новый Свет как отдельная административная единица города была организована в 1913 году. А застраиваться этот район стал еще в середине 19-го века. На планах Львова 1841 и 1844 годов уже указывался топоним Neue Welt, и были видны проложенные среди полей дороги, по которым позже были проведены улицы ныне носящие названия Бандеры, Киевская, Генерала Чупринки, Мельника, Ефремова (от ул. Киевской на запад), Антоновича (от ул. Бандеры к Мельника), Федьковича, Глубокая, Моршинская, части улиц Тургенева и Коновальца.
В границы нового района попали старые пригородные участки - Сикстивка, Байки, Кастеливка, Францивка и др. Почему "Новый Свет"? Такое название улиц и участков в XVIII-XX веке часто встречается во многих городах Центрально-Восточной Европы (в Варшаве, Вене, Познани...) Вероятно, тогда была такая мода: называть "Новым Светом" новые участки престижной застройки.

Чтобы не превращать тревел-пост в лекцию по истории Львова, ссылаюсь на подробную статью о Новом Свете в Википедии. Отмечу лишь, что изначально эта часть города должна была стать своеобразным "городом-садом", спокойным уголком, с зелеными насаждениями и небольшими виллами. Но идея до конца не была реализована, т.к. в 1894 году построили первую во Львове электростанцию и проложили сюда несколько трамвайных маршрутов. И оказалось, в общем-то, что этот район не так далек от центра города. "Город-сад" не получился, но зато осталось богатое архитектурное наследие и особая атмосфера. Не знаю почему, но именно в этих местах - на Генерала Чупринки, Котляревского, Нечуя-Левицкого  - мне уютнее всего и каждый раз я сюда возвращаюсь.
Здесь тихо, нет толп туристов, как на площади Рынок или проспекте Свободы. Нет, конечно и по Новому Свету временами проводят экскурсии, но они немногочисленны, поэтому так отрадно заглядывать во дворики на Котляревского или искать новые ракурсы и детали для фото.
От моей инстаграм-знакомой со Львова Ирины я часто узнаю о неизведанных местах и старинных парадных. Кто любит Львов - искренне советую на нее подписаться, Ира публикует красивые фотографии и рассказывает истории домов. Временами я читаю львовских блогеров. Для апрельской поездки я наметила себе план парадных и домов в выше упомянутом районе Новый Свет. И вот мои находки 📌 

ул.Глубокая, 10
Чудесный образец сецессии. Эти росписи не диковинка, очень часто парадные украшались такими вот полихромными росписями. 


По словам исследовательницы Татьяны Казанцевой, есть около восьмидесяти сохранившихся росписей. Найти пару одинаковых во Львове практически невозможно. Как и установить авторство, поскольку мастера не подписывали росписи.



Сохранилась оригинальные двери, и снова рисунки.
Не перестаю восхищаться элегантностью и сдержанной красотой парадных!
И на этой же улице меня, заядлого кофемана, ждала находка - кофейня, где я еще не бывала. Уютное место Franz Sacher, официальный адрес - ул.С.Бандеры 29, но вход в кофейню именно со стороны ул.Глубокой.
Небольшая уютная кофейня, словно маленький уголок Вены во Львове! Хороший кофе (я как всегда пила флет уайт) и довольно большой выбор десертов - не только классический львівський сирник или наполеоны, но тут и панна кота, тирамису, различные штрудели, эклеры, и прочие вкусности. И конечно фирменный Захер. Но я пробовала панна коту с апельсином 💛 Так что будете в этом районе - загляните на cup of coffee.

Моей главной целью в этот львовский уикэнд было (помимо парадной на Глубокой) посетить волшебно красивую парадную на улице Русовых. Если раньше я распылялась и хотела бежать везде и сразу, то сейчас, когда еду во Львов, планирую себе парочку действительно красивых интересных мест, а остальное - спонтанно, как получается (и очень часто спонтанный заход в открытую парадную или случайный дворик по дороге оказываются шикарными находками!)
Плитка в парадных - это просто-таки тема для отдельного материала. Помимо известной фирмы Братья Мунд во Львове было много других производителей плитки. Есть повторяющиеся плиточки, а есть абсолютно уникальные. Практически во всех парадных (по крайне мере этого района, Новый Свет) пол вымощен какими-то узорами. И вот, по дороге на улицу Русовых, через улицу Киевскую, я заглядывала во все открытые двери.

Точный адрес этой парадной увы не помню, но верней всего это тоже на улице Киевской. Элегантные входные двери и красивый растительный узор перил.



Улица Русовых, 1
И вот, наконец делюсь самым красивым 💗
Я насмотрелась фото внутреннего убранства этого дома у многих львовских блогеров, но хочется ведь увидеть все самой, в живую! Чтобы попасть в эту парадную, я возвращалась к этому дому дважды. Дело в том, что на доме (это вполне логично) домофон, и попасть просто так с улицы, без знакомых или архитектурной экскурсии, сложно. Но я не теряла надежды, пришла снова на второй день, и о чудо! Из дома как раз выходил парень с цветами, и пропустил меня внутрь. Я была на седьмом небе от счастья!
Главные красоты этого дома - витражный световой фонарь и лестница-улитка. Поднимаешься по кругу по лестнице наверх, а в голове всплывают слова из Алисы: "Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее! Всё страннее и страннее! Всё чудесится и чудесится!" И правда, в такой парадной (еще и с полом в черно-белую плиточку) на минутку можно себя почувствовать Алисой в Стране Чудес.


Что интересно - часть ступенек железные, а часть деревянные (и очень скрипучие). Я долго отсюда не выходила, искала ракурсы для фото и просто радовалась, что такая красота (витражный фонарь) сохранилась и в неплохом состоянии. И лестница тоже прекрасна.
В целом, после этой парадной моя программа-минимум была выполнена, я была счастлива, что увидела-таки спиральную лестницу и больше грандиозных планов не строила. Я отправилась на прогулку по улице Коновальца. Удивляюсь, почему я раньше сюда не доходила, хотя знала про эту улицу.

Вилла Франц улица Коновальца, 47
Изначально улица Коновальца планировалась как место обитания аристократов и состоятельных жителей. Поэтому она застраивалась особняками и элегантными домами. Пожалуй, самый красивый из них - вилла Юзефы Франц, наследницы фабрики гипса.
Дом был построен в 1892 году, перестроен в 1904, является образцом необароковой дворцовой архитектуры Львова. Вилла богато декорирована и действительно впечатляет!
Детали

Юзефа Франц умерла в 1907 году. После Первой мировой войны дворец стал собственностью инженера Карла Рихтманна. В 1930-х годах владельцами виллы были граф Мечислав Ходкевич и его жена Фелиция. В 1939 дом национализировали. 



В 1950-х годах здесь размещалось детское отделение областного туберкулезного диспансера. Сейчас здесь Львовский областной врачебно-физкультурный диспансер. 

Внутри дома я не бывала, но по словам львовских знакомых, внутри мало что осталось от роскошного убранства, разве что деревянная лестница и может печи.

Перед вечерним поездом у меня еще было достаточно времени, поэтому я просто бродила по улочкам, неспеша и без спец.планов. И снова улица Глубокая, красивая арка, и двери дома напротив.




Я обещала поделиться местами, откуда открывается панорамный вид на город. Про Ратушу, Высокий замок, площадку в церкви Ольги и Елизаветы думаю все и так знают. 

"Дом легенд" на Староеврейской тоже не то чтобы малоизвестное место, по выходным (и не только) там всегда много туристов... Но если прийти с утра (кафе открывается в 10) или забронировать себе столик на крыше на вечер - то можно избежать многолюдности и поймать красивые утренние/вечерние краски неба. Вид отсюда открывается чудесный, видно исторический центр, знаковые силуэты города - Ратушу, Доминиканский собор и башню Корнякта. Вдалеке - собор св.Юра и церковь Ольги и Елизаветы. Вокруг - крыши домов и десятки окошечек.

Не знаю, как для вас, но лично для меня Доминиканский собор и башня Корнякта - главные символы-ассоциации со Львовом. Не площадь Рынок, не Ратуша, не Высокий замок (с телевизионной башней), а именно эта картинка.
Еще одно красивое место с хорошим видом на центральную часть города (а именно - на Оперный театр и проспект Свободы) - ресторан Панорама, который находится на последнем этаже одноименного отеля (проспект Свободы, 45). Столик у окошка лучше бронировать заранее, особенно если это выходной день или летний (туристический) сезон. Но я была в самом начале апреля, в будний день, в ресторане почти никого не было, поэтому я могла выбрать любой уголок. Единственное что - не повезло с погодой, было пасмурно и дождливо, такая нормальная в общем-то для Львова погода. Но это не испортило впечатлений.



p.s. Львов хорош в любое время и погоду. Я бывала тут и жарким летом, и зимой, и в холодном марте этого года, когда все засыпало снегом... И всегда можно найти, чем заняться. В сухую теплую погоду самое прекрасное занятие это прогулки по улицам и дворикам, с прописанным планом или без. Если дождь или непогода, тогда можно устраивать гастроэкскурсии или кофейные маршруты (от кофейни к кофейне, о кофе писала тут), ходить по музеям, заглядывать в частные галереи, читать книжку за чашкой чая в укромном уголке кафе, ходить на презентации в Книгарню Є или Львовскую медиатеку. В общем, заскучать во Львове сложно, при желании всегда придумаешь какой-то план.


И напоследок цитата Марселя Пруста: "Настоящее путешествие и открытие состоит не в том, чтобы стремиться находить все новые пейзажи, а в том, чтобы уметь по-новому увидеть то, что окружает нас."


Интересных вам путешествий и новых впечатлений 🌠







Комментарии