Балетное закулисье с Эллиной Походных
Обычно, когда писатели пишут роман, они могут сделать пролог - эдакое введение, предисловие к своему произведению. Статья это, конечно, не роман, но все же позволю себе сделать небольшую ремарку. Собственно почему я пишу о балете, общаюсь с Линой, хожу на тренировки и начинаю себя странно чувствовать, если больше месяца не бываю в Оперном. Для меня балет - это, в первую очередь, вдохновение и эстетика...
... это утонченность и стройность линий...
...легкость и простота движений, которая, конечно, обманчива, ибо за ней стоит тяжкий каждодневный труд. Я не могу не восхищаться этим искусством. Мне нравится изучать его, наблюдать, и немного приоткрывать занавес над профессией "балерина". О балетных событиях, жизни и образовании мы говорили с Эллиной Походных.
Лина, расскажи, что нового происходит в театре? Есть ли какие-то новые работы?
В прошлом сезоне был ряд премьерных спектаклей, это очень радует, что не смотря на политические события в нашей стране, творческий процесс не стоит на месте. Репертуар пополнился спектаклем «Жемчужинами мирового балета», а также балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро» получил новую редакцию главного балетмейстера Ю.В. Васюченко. Из опер премьерными спектаклями была концертная версия оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», а также две масштабные постановки Г.А. Ковтуна – В. Губаренко «Вий» и Ж. Бизе «Кармен». В новом сезоне также планируется ряд премьер, которыми артисты порадуют зрителей.
Насколько загружен день балерины?
Всегда по-разному. Если это репетиционный день – утром, в 10 начинается класс (балетный урок), длится он час. Затем, в зависимости от репертуара, репетиции расписаны на весь день. У солистов и кордебалета репетиции отдельные, однако бывают и полные прогоны спектаклей, с участием всех персонажей и кордебалета. В день спектакля класс во второй половине дня, за несколько часов до выхода на сцену. После класса, в таком случае, всегда есть так называемая «сверка» - последняя репетиция. Если идет постановочный процесс создания спектакля, артисты могут в театре находиться целыми днями, все зависит от балетмейстера-постановщика, его задач, вдохновения, моральных и, конечно, физических сил.
Скажи, придерживаются ли балерины какой-то диеты? Как поддерживают форму?
Все очень индивидуально, все зависит от нагрузки и от того не что ты ешь, а сколько и во сколько. Физическая форма - это одна из составляющих самодисциплины, без которой невозможно представить себе артиста балета. Можно сказать, что это часть балетной религии.
Расскажи о балетном образовании: с чего оно начинается, что в себя включает?
Балетное образование начинается, в возрасте 9-10 лет. Во время поступления в хореографическое училище (академию) дети проходят конкурс-отбор. К этому просмотру потенциальные будущие артисты балета должны уже быть подготовленными, их физические данные должны быть развиты (шаг, гибкость, прыжок, выворотность, подъем). Кроме проверки физических данных, дети проходят также просмотр медицинской комиссией. После этого наступает время учебы: младшие балетные классы, затем 3 старших курса. Во время учебы в конце года могут отчислять по неуспеваемости. По окончании учебы молодые артисты проходят просмотр в театре, по итогом которого поступают на работу.
А что учат балерины? Помимо собственно танца и хореографии.
Кроме обязательных специальных предметов (классический, народный, историко-бытовой танец, дуэт, модерн и т.д.), есть такие обязательные предметы, как история театра, история балета, история костюма, грим, методика преподавания классического танца, композиция и постановка танца, теория музыки, фортепиано, клавир и т.д. Все эти предметы необходимы для образования и развития профессионализма бедующего артиста балета.
Насколько изменились балетные стандарты за последние 50-70 лет? Лопаткина, Захарова — довольно высокие балерины, а раньше были иные пропорции...
Конечно балетные стандарты меняются, как и все в искусстве, моде. Мне все же кажется, что это зависит не только от эстетических требований, но и от физиологии. Такие же изменения стандартов мы можем наблюдать в мире моды, или спорта. Сейчас балетным стандартом, является худощавое «вытянутое» телосложение с длинными руками и ногами, маленькой головой. Конечно такие параметры прежде всего воспитываются во время длительного обучения этому непростому виду искусства, Тело растет и развивается, ежедневно «шлифуясь» на уроках классического танца, достигая максимального приближения к так называемому – балетному стандарту.
Ульяна Лопаткина
На твой взгляд — каковы самые важные качества балерины? Неотъемлемые составляющие балетного характера?
На мой взгляд, первое, о чем нужно сказать, это трудолюбие! Без этого качества трудно добиться успеха. В балете это очень показательно: часто ученики, обладая прекрасными физическими данными и ленью добиваются гораздо меньших результатов, чем те, кому меньше повезло с природой, но трудолюбия, настойчивости и выносливости у них не отнять. Также хочется сказать об артистизме - выходя на сцену артист балета должен заполнять собой сцену, его танец должен быть наполнен мыслью. Еще одной неотъемлемой частью балетного характера является бесконечное стремление к самосовершенствованию.
Недавно нас покинула выдающаяся прима Майя Плисецкая. С ней ушла целая эпоха… В чем ее заслуга? Что нового она внесла в балет?
В моей жизни Майя Михайловна знаковая личность – когда мне было 3 годика, я увидела по телевизору М. Плисецкую в «Лебедином озере», поинтересовавшись у мамы и услышав ответ на вопросы «кто это?» и «как это называется?», я уверенно заявила, что когда вырасту, стану балериной! М.М. Плисецкая выдающаяся балерина.
Для своего времени, на мой взгляд, она была большим новатором и создателем собственного неповторимого стиля, который вдохновлял великих балетмейстеров. Сейчас, просматривая записи спектаклей с Плисецкой, трудно себе представить, какие эмоции испытывали людьми, которым посчастливилось видеть выступление этой великой балерины в живую, так как даже сейчас через экран монитора можно почувствовать огненную энергетику, которая заполняла весь зал, находя резонанс в душе каждого зрителя! Она была тем артистом, который умел вести диалог со зрителем, донося до каждого сокровенную тайну магии театра! Безусловно, сейчас каждый раз, готовясь выйти на сцену в партии Одетты-Одилии или Китри, первым делом за вдохновением я обращаюсь к записям спектаклей в исполнении М. М. Плисецкой. Для меня эта балерина всегда останется идеалом яркой индивидуальности, сильного характера и безграничного таланта!
Эллина в роли Китри (балет Дон Кихот)
фото Эллины: Кирилл Стоянов
Комментарии
Отправить комментарий