Привет, ребята!

Я так давно не писала в блоге, несколько лет! Сейчас, когда есть инстаграм, фейсбук и другие соц.сети, вся жизнь кипит там. Однако я соскучилась по текстам - длинным и не очень. Плюс накопилось много фото с прогулок, экскурсий, поездок по Украине. Буду писать и делиться вдохновением или любопытными деталями. 

Первый пост в этом году весьма символичный, посвященный 21 февраля. В этот день празднуется Всемирный день экскурсовода, мой профессиональный праздник. Расскажу немного, как я пришла к экскурсиям, поделюсь фото с прогулок.


Честно скажу, я никогда не мечтала целенаправленно стать гидом. В детстве я хотела быть художницей, много рисовала. Позже были разные мечты вроде стать археологом, писательницей, врачом, переводчицей; в итоге я закончила Экономический университет по специальности "Туризм" и посвятила себя этой интересной сфере. 4 года работы в турфирме дали опыт, практику (спасибо моей начальнице Анне Журавской), знания, поездки на выставки и инфо-туры, и, главное, общение и контакты.

на Международной выставке в Берлине, 2013 год

во время инфо-тура в Грецию я попала в удивительное место, Метеоры. До сих пор одно из самых ярких впечатлений)

Но все течет, все меняется, и в моей жизни тоже наступили перемены, захотелось творчества, своих проектов, чего-то нового. Подумать обо всем этом время было: в канун своего дня рождения, в июне, я попала в инфекционную больницу, и пол лета восстанавливалась. Когда я была в санатории в Сходнице, мне пришла идея (сейчас уже не вспомню, как) провести прогулку по дворикам. У окна с видом на горы я прописывала свой первый маршрут, локации, искала истории домов и улиц.


Первое мероприятие прогулки по дворикам я сделала просто в фейсбуке, пригласила пару своих друзей, провести пробную прогулку, а в итоге собралась приличная компания:) Это было 7 августа 2016 года. Как на зло, именно в этот день (за всю безоблачную неделю) полил дождь, но мои смелые экскурсанты не разбежались, мы спрятались в кафе Atelier на Преображенской (до сих пор одно из моих самых любимых coffee place), согрелись, выпили кофе, все перезнакомились и как дождь утих, спокойно завершили прогулку. Моя подруга-фотограф делала стоп-кадры во время экскурсии, после прогулки все гости получили небольшой фоторепортаж. 

фото с той самой первой прогулки по дворикам

Людям прогулка понравилась, позитивные отзывы меня подбодрили. И я решилась повторить такую фотопрогулку по дворам, стала делать экскурсии по выходным.



Так незаметно экскурсии-прогулки по дворикам поглотили меня) Почему именно дворики, возможно спросите вы. Все просто: гулять по дворикам, изучать улицы мне нравилось всегда. Еще до того, как я стала проводить экскурсии, до моей учебы на туризме. Я выросла в центре города, в старом доме конца 19-го века, с классическим одесским двором с котами и диким виноградом, это всегда было родным, любимым, интересным.



Из этой любви и интереса и родились мои первые экскурсии по дворикам. 

Когда я работала в турфирме, время от времени я тоже проводила экскурсии, в основном обзорные, для украинских групп и иностранных туристов, на английском и французском языке. Но это не было моей основной работой. А с 2016 года я стала развиваться именно в экскурсионной сфере.


Я проводила много экскурсий для студентов, особенно в летний период, для групп и иностранных туристов. Это было хорошей школой и практикой. Сейчас я больше работаю с мини-группами или индивидуальными туристами, но в первые годы экскурсионной деятельности у меня бывали группы и 30 человек) Был интересный опыт сотрудничества с молодежной организацией ФРІ (фундація регіональних ініціатив), они каждый год приезжали в Одессу и у нас была обзорная прогулка по городу. 


С 2017 года я стала сотрудничать с разными туроператорскими компаниями и проводить экскурсии для иностранных групп.





Это самая увлекательная (хоть и непростая) часть работы - презентовать город иностранным гостям. Интересно и понятно рассказать его историю, провести по главным достопримечательностям, показать и не туристические уголки, дать рекомендации на свободное время. Быть в состоянии ответить на всевозможные вопросы о культуре, образовании, политике, праздниках и традициях. Иностранцы в основном очень благодарная публика, которой все ново, все интересно, а мне в свою очередь хочется делиться. 


В целом, это очень интеллектуальная работа, которая постоянно держит в тонусе, заставляет много читать, заниматься самообразованием, повышать свои навыки. В далеком 2012 году, когда я была юной 20-ти летней студенткой, у нас был в университете такой предмет как "Экскурсология" и мы готовили свои первые экскурсии (маршрут, "портфель экскурсовода", приемы показа и рассказа и т.д.), мне казалось, что достаточно один раз выучить идеально все даты и информацию о зданиях и памятниках, и вуаля, ты будешь супер умный и классный гид, и больше не надо будет ничего запоминать и готовить.

Но, конечно, я ошибалась. Мало просто знать даты и владеть исторической информацией. Нужно уметь ее подать правильно, продумать маршрут, быть хорошим психологом и смотреть на состояние и внимание экскурсантов, реагировать на вопросы, быть гибкой... и много других пунктов. 


Одна и та же экскурсия, например классическая обзорная, будет абсолютно разной для группы студентов, молодой пары или для группы американских туристов. Маршрут один, а говорить можно о разном, ставить свои акценты, по-другому подавать информацию. Это тоже часть мастерства гида, говорить на языке своих туристов, давать им интересные сведения и истории, а не грузить академическими текстами и рассказами. 

Перед стартом экскурсии я обычно честно спрашиваю людей - что бы им больше хотелось узнать? Историю города, поговорить о личностях, или, возможно, сделать акцент на архитектуре, или делать больше остановок для фото? Бывает, у туристов есть свой профессиональный интерес, который я могу удовлетворить. Помню, однажды у меня на прогулке по дворикам был архитектор из Канады, и он был в восторге от старых деревянных перил в парадных, тонкости работы балясин; я постаралась показать ему максимально много парадных, куда мы могли зайти и что успевали по времени.



А в другой раз у меня был такой необычный запрос: группа любителей творчества Паустовского и Бабеля из Голландии (!) Оказалось, там есть литературный клуб, который организовывает разные познавательные поездки, непременно с погружением в литературную сферу. Для меня эта экскурсия была, можно сказать, вызовом - смогу ли подготовиться. Одно дело любить читать Паустовского, другое дело сделать продуманную экскурсию. В конечном итоге, все получилось отлично, мы посмотрели места в центре, связанные с творчеством и жизнью Бабеля и Паустовского, затем побывали в музее Паустовского на улице Черноморской. 

Гости из Голландии узнали для себя много нового, а я в очередной раз усвоила урок, что нельзя никогда расслабляться. Нельзя думать, что ты все знаешь. Потому что поступит такой вот тематический узкоспециализированный заказ, и нужно к нему основательно готовиться.


2020-ый год с пандемией, конечно, стал серьезным испытанием для сферы туризма, и для экскурсионной работы в том числе. Я, как и другие мои коллеги, потеряла все свои иностранные заказы, которые были прописаны заранее на год, в какой-то момент просто отчаялась, не знала куда двигаться дальше. Но летом активизировался внутренний туризм, я постепенно вернулась к украинским путешественникам, стала сотрудничать с чудесным проектом Арходесса, посвященный изучению архитектуры и истории Одессы. Родились мои экскурсии "Аристократическая Одесса" и "Гостиницы Одессы" (которая до этого была лишь в качестве лекции), появились новые маршруты по дворикам. 



Из всех экскурсий, прогулки по дворикам по-прежнему моя любимая тема и сфера для творчества, поиска новых уголков для показа. Мне нравится изучать детали, находить фотогеничные уголки, я очень люблю старые двери. Я счастлива, когда ко мне на прогулки приходят люди, которые со мной на одной волне. Делиться с ними всем, что видела и знаю.


2020-ый, хоть такой сложный и тревожный, вместе с тем был очень наполненным и богатым на новые знакомства. Так, я познакомилась с ребятами Dreamteam, совместно мы делали экскурсии по городу и по Французскому бульвару.



Я познакомилась с Savor the world, женской компанией, которая проводит разные ивенты и пикники. Летом я делала фотопрогулки для девочек, это было интересно и красиво. 



Я придумала свой маленький проект #одесса_в_8_утра, утренние летние прогулки, пока не жарко, по улочкам тихого центра (иногда мы и в 7 утра начинали). 


Такие прогулки я делала больше для своих подруг и знакомых-фотографов, но everyone is welcome;) Этим летом продолжим такой формат. Утром Одесса особенно хороша. Можно, например, сделать фото на фоне Оперного без машин:) Если встать пораньше. А потом пойти позавтракать в "12 круассанов" на Ланжероновской, рядом с театром (они работают с 8 утра).



Про летние морские рассветы вообще молчу, они прекрасны. Если вы никогда не встречали морской рассвет, вы многое потеряли. В идеале нужно подготовиться вечером: приготовить круассаны, сыр, фрукты, сендвичи (или что вы любите на завтрак), подстилку пляжную, куртку/плед (с утра на море может быть прохладно), поставить пораньше будильник. С утра заказать такси (если вы не счастливчик, живущий рядом у моря) и отправиться ловить магию утреннего солнца.






А затем завтракать и пить кофе (взять с собой в термосе или купить на месте, на Ланжероне и на Фонтане его продают в будочках coffee&hot-dog, они насколько знаю работают круглосуточно).


Рассвет на море, пройтись по улице Черноморской с прекрасным видом на залив, побывать в одесских катакомбах, посетить Художественный музей, выпить чашку кофе в "Жето", заглянуть в "Гоголь-Моголь" и заказать "еврейский стол" (это классный и сытный сет закусок) - такой short-list я часто даю своим экскурсантам. 

Конечно, список может дополняться и варьироваться, в зависимости от интересов гостей и длительности пребывания в Одессе. В этом году у меня была экскурсия для гостей из Беларуси, половина группы оказались вегетарианцами (как и я:), нужно было дать идеи для вегет.обеда. А группа девушек из Львова просили посоветовать лучшее место, где встречать закат в Одессе.



Так что работа гидом непростая и увлекательная одновременно: она держит в тонусе, заставляет быть в курсе новостей, учиться. Вместе с тем дарит зачастую новые знакомства и интересных людей с общими интересами. 





На память о городе и прогулках у меня есть традиция дарить открытки. Я их печатаю и готовлю сама. В какой-то момент мне не нравились те открытки, которые продаются на почте или в сувенирных лавках, и я решила сделать что-то свое. Так появляются самые разные открытки)





Я не хочу загадывать, где я буду работать в следующие 3-5 лет, буду ли я всегда работать гидом. Карантин и коронавирус показал, насколько хрупкие все наши планы и нестабильна наша жизнь. Но как бы не сложилось, я всегда буду с удовольствием показывать Одессу и рассказывать ее историю, делиться деталями, нетуристическими уголками или локациями для фото.



Поздравляю всех коллег с Всемирным днем экскурсовода!

А всем путешественникам желаю интересных прогулок и только приятных впечатлений :)



мой инстаграм

мой фейсбук

telegram/whatsapp +38 093 627 51 10


photo credits: Станислав Кинка, Марина Гудилина, Анна Постовая, фото с моих прогулок и экскурсий)





 

Комментарии