Прогулки по нетуристическому Львову

Писать материалы о Львове мне легко и сложно одновременно. Легко - потому что я люблю этот город, постоянно его исследую, открываю новые грани. А сложно, потому что я столько уже о нем писала, не только в блоге, но и для разных журналов, сайтов, у себя в инстаграме... Не хочется повторяться, десятый раз рассказывать о любимых кофейнях и улице Генерала Чупринки, хочется показать что-то еще. Надеюсь, этим постом смогу поделиться чем-то новым для вас :)
Состоялся мой очередной вояж в місто Лева благодаря Форуму гидов, так что поездка была больше из профессиональных интересов, чем просто погулять на уик-энд. К слову, это была моя самая холодная поездка за последние 5 лет! Я бывала во Львове и в декабре, и в конце января, но так сильно, как в эти последние февральские дни я еще не мерзла, брр! Но не будем о грустном. В целом поездка была очень плодотворной и полезной, не только на контакты и общение, но и на новые туристические маршруты.
На фото - уютный арт-дворик на площади Рынок 13, вернее узкий проход (почти как в Венеции), который ведет внутрь. Пардон, это будет единственный повтор в статье, кто читал мои предыдущие львовские заметки, тот в курсе, что мое любимое morning place в городе именно кафе Щось цікаве.  Во дворике -  уютное атмосферное кафе Щось цікаве.
Если вы любите красивый декор и посуду, открытки, арт, музыку в стиле folk и ambient, вкусный кофе - значит вам по адресу. 
Тут регулярно проходят арт экспозиции, по выходным бывают творческие мастер-классы. Прелесть кафе в том, что оно работает с 7 утра! Что актуально для одесского поезда, который приезжает в 6:33 (в зимнее время во всяком случае так, в летнее чуть раньше). Большинство львовских кафе стартуют как минимум в 8 утра, а то и позже. Поэтому Щось цікаве с его уютом и вкусным сырником для меня палочка-выручалочка и просто место, которое могу назвать "своим".
Сколько раз приезжаю, каждый раз кофе подают в какой-то новой интересной посуде.
В кафе есть журнальный уголок, где собраны издания об искусстве, путешествиях, lifestyle (La Boussole, Kinfolk, Seasons, и другие). 
Так приятно было увидеть журнал с моей статьей о Львове! Журнал я отправляла ребятам в кафе в январе (в журнале - короткая заметка о Щось цікаве), и так приятно, что его разместили на полочке 💛
Если вы были в Щось цікаве и ходите туда - значит мы с вами на одной волне:) Если не были - загляните, хотя бы на экскурсию или купить красивую чашку (их тут очень много!) или открыточку. Зеркала, светильники - это тоже все продается. Я вот все мечтаю как-то приехать - и скупить себе красивой эстетичной посуды домой. И горшочков из стекла для суккулентов тоже.

p.s. я не рекламирую кафе если что, мне тут не платят комиссию:) искренне советую то, что сама люблю.

О кафе все. О форуме. Именно благодаря Форуму гидов у меня была возможность пройтись по новым местам, которые презентовали для экскурсоводов. Не только ж гулять по площади Рынок и ездить на Лычаковское кладбище.
 
Фишка и тенденции туризма во Львове в том, что он (туризм) децентрализируется. Управление по туризму, гиды, культурные деятели работают сейчас над тем, чтобы расширять маршруты экскурсий, показывать разный Львов, оживлять депрессивные районы, где в принципе не бывает туристов, но которые со временем могут быть привлекательны.
Мы гуляли по району Пидзамче (если провести параллель с Одессой - а-ля наша Молдаванка). Пидзамче сложно как-то однозначно охарактеризовать... Район немного серый, старые домики, но одновременно в них есть своя элегантность и красота. Здесь нет музеев, выдающихся памятников и шикарных ресторанов... Но лично я часто сюда выбиралась на прогулку именно в поисках тишины и какой-то "львовскости", без туристической мишуры и красивой обертки. И я ее находила! Старые дворики-колодцы, подъезды с цветной плиточкой, старые храмы - все это здесь есть. Равно как и красивые особняки (жемчужина Пидзамче - вилла братьев Шульц, Б.Хмельницкого 56, вдруг будете сами гулять - посмотрите обязательно!).
Маршрут, по которому нас водили, я бы назвала арт-маршрутом или стрит-арт прогулкой. Нам показывали новые львовские муралы, появившиеся за последние 1,5 года.
мурал "Спектр", Черноморская 3

Тарас Доваглюк, художник, куратор фестиваля Lviv WallKing, показал интересные муралы в Пидзамче, которые создавались его командой. В 2017 году ребята выиграли конкурс социально-культурных проектов от Львовского гор.совета и получили 65 тыс.грн на реализацию своего творчества. 

Так постепенно стены домов покрываются цветными изображениями.

Каждый мурал несет в себе какую-то историю и смысл. Например, мурал на фото ниже называется "Дитячі ігри": автор этого рисунка решил обратиться к теме детских игрушек, которые теряют свою актуальность в условиях большого количества игровых устройств.
Абстрактный мурал.

А вот целая "львівська вулична галерея" (она длинная, не поместилось на фото).
Мурал "Свобода"
Цель всего этого современного арта, по словам художников, - джентрификация, т.е. возвращение жизни в отстающие и неухоженные районы, привлечение внимания людей. Также это возможность добавить новые объекты показа в экскурсию, показывать Львов не только как город ЮНЕСКО, старой архитектуры и музеев, но и как город современный, наполненный новыми смыслами.

О муралах можно почитать статью.

А пройтись по маршруту можно самостоятельно по карте.

Чем вам не идея для новой прогулки по Львову? Погулять и найти все муралы, целый квест:)


Когда бы я еще побывала на заводе, как не во время экскурсий для гидов?:) Я много в каких небанальных местах Львова была (вроде Университета безопасности, который называют "львовский хогвартс", жила в старой квартире с изразцовой печью в вышеупомянутом районе Пидзамче на улице Долинского, бывала в деревянной церкви в области), но вот по заводам еще не гуляла.
РЕМА расшифровывается как Львовский завод радиоэлектронной медицинской аппаратуры. Работает с 1944 года. Сейчас, правда, не на ту мощность, многие залы и станки стоят и пылятся, вообще такое ощущение, что попал в прошлую эпоху.


Думаю, не все залы такие, мы осмотрели только часть завода (а его территория огромная!) 
В чем фишка, зачем вообще нас сюда привели?
А дело в том, что завод, это старое советское здание в пром.зоне потихоньку преобразуется в культурный хаб. Здание по-прежнему остается в гос.собственности, никакой частный предприниматель не вносит свои инвестиции. Но часть заброшенных помещений сдают в аренду арт студиям, фотографам, дизайнерам. Вся эта творческая тусовка резидентов и создала ZAVOД и занимается понемногу ревитализацией этого места, пусть медленно, но оживляет пром.район, наполняя его чем-то новым.

Дизайнеры


Также тут есть студия по переработке крышечек.
Фарбований лис - сообщество стрит-арт художников

И пром.виды из окна, совсем другой Львов.
Если вы вдруг захотите прийти на экскурсию, напишите Виталию Кырылив, именно он знакомил нас с ZAVOДом.
На территории завода к слову тоже очень много граффити (Фарбований лис старается:)


И напоследок - мои традиционные прогулки из серии #атышаришьсяпопарадкам (подсмотрела хэштег у друзей). Меня ж хлебом не корми и кофе не пои, а дай погулять по улицам и позаглядывать внутрь старых домов. Жаль, что мы с моей приятельницей Милой (она же @undina_leo, советую посмотреть ее архитектурный инстаграм) выбрались на прогулку только вечером, было уже довольно темно для фотографий. Поэтому пардон за качество.
Парадная на Коперника. Я сто раз проходила мимо этого дома (Коперника 6-8), но почему-то ни разу не заглядывала в арку. А зря! Какая там плиточка и ниши (хоть и не в лучшем виде, почистить бы эту красоту...)


Находки на улице Шевченко: красивые десюдепорты и плиточка



Через дорогу - такой вот дом-красавец, почти что замок.
Ну и главная находка была на улице Саксаганского (могу ошибаться, но кажется Саксаганского 11). Элегантный подъезд, мраморная лестница, необычные окошечки на парадной, все комильфо.





Чудесных вам прогулок и новых львовских открытий! :)

Комментарии