Уик-энд в Жмеринку

"Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени". (Георгий Александров)
Когда долго никуда не ездишь (а я почти 2 месяца безвылазно была в Одессе), то ну очень начинает не хватать пространства - нового пространства, смены пейзажа перед глазами. Начинается "чемоданное настроение", так что ты готов ехать хоть куда-нибудь, лишь бы почувствовать движение. И именно в путешествии понимаешь различия времени: один день дома и день в другом городе - это две большие разницы:)
Мое путешествие в Жмеринку началось с этой книги, которую меня прислало издательство "Фолио" для рецензирования. Именно здесь один из тревел-маршрутов был посвящен Виннице и Жмеринке. В Виннице, к слову, я уже была и писала о ней.
Вот честное слово, не планировала я себе мега-целью 'Поехать в Жмеринку'. На 2017 год у меня прописаны Тернополь и Запорожье, Жмеринка точно нигде не была указана. Как обычно, все лучшее происходит спонтанно. И вот я уже покупаю онлайн билеты, специально планирую вояж на 1 марта - чтобы начать весну с путешествий.
Вы, возможно, спросите: а чего, собственно, Жмеринка? Что я там забыла? 
Да. Жмеринка не Париж и не Рим, и даже не Львов. История города насчитывает немного больше 100 лет (статус города Жмеринка получила в 1903 году). Но! Во-первых, у меня был чисто спортивный интерес: Жмеринка - это город, через который идут почти все поезда в направлении Западной Украины (так что я миллион раз проезжала Жмеринку, когда ехала во Львов, Черновцы или Ужгород, но ведь толком ее никогда не видела, только из окна поезда).
А во-вторых, меня зацепило то, что в Жмеринке 5 раз был Чайковский (!) и три раза сам император Николай II.
А в соседнем со Жмеринкой поселке Браилов бывал - на минуточку! - Клод Дебюсси, тогда еще молодой, но подающий большие надежды музыкант (в Браилове он давал уроки музыки детям графини фон Мекк). В общем, взвесив все факты, я поняла: ехать таки надо! Тем более, что я очень люблю исследовать маленькие города. И вообще я немножко авантюристка и любитель приключений :)
№1, конечно, здание вокзала. Оно восхищает, и вообще не верится, что ты в Жмеринке.
Вокзал построен в 1899-1904 гг. архитекторами З.Журавским и В.Рыковым. В архитектуре величественного здания сочетаются мотивы модерна и ренессанса (этот стиль называют украинским модерном). Здание часто сравнивают с кораблем, направляющимся из Одессы в Киев.



По первоначальному замыслу - представьте себе! - станция Жмеринка должна была стать одной из 13 основных базовых станций на пути следования знаменитого Восточного экспресса по маршруту Париж - Каир!! В 1883 г. Восточный экспресс был запущен, но с несколько измененным маршрутом, по военным и политическим причинам - конечным пунктом стал не Каир, а Стамбул, хотя железная дорога была проложена до столицы Египта. В связи с этим, количество базовых станций было уменьшено, а поезд из-за событий 1917 г. пустили через Бухарест. Однако станции первоначального маршрута остались в резерве, в т.ч. Жмеринка.


 стоп-кадры вокзала
Гуляя вокруг, видишь, что и правда - Жмеринка крупный ж/д узел: море вагонов, огромное депо для поездов...

...и все дороги, как не гуляй, ведут к вокзалу (почти так же, как во Львове все дороги ведут к площади Рынок).
Внутри вокзал не менее парадный: во время реставрации старались максимально сохранить старинные интерьеры, так что можно полюбоваться деревянными балками на потолке, массивными медными ручками на дверях, орнаментами на стенах.
Погода 1 марта была ну очень туманная. Добиралась поездом Интерсити, очень удобно: в 6 утра выезжаешь из Одессы, и в 10 часов с копейками уже в Жмеринке. Таким вот меня встретил перрон.
И на этом же перроне меня встретил гид Иван - советую, если вам нужен тревел-совет или экскурсия. Я, конечно, как менеджер по туризму и гид все себе заранее продумала, посмотрела куда пойти, что интересное нужно посмотреть... но всегда ж здорово пообщаться с местными жителями, проникнуть в жизнь города. Поэтому я заранее договорилась с Иваном о прогулке по Жмеринке.
Сразу рядом с вокзалом - церковь Александра Невского. Она современная (1999-го года постройки), но весьма красивая, вся построенная из кирпича.
Ближе к обеду распогодилось и мне удалось лучше рассмотреть храм.
По другую сторону от вокзала (ул.Костельная 2) расположен католический костел св.Алексея.
 
Он был заложен в 1904 г. на средства императора в честь царевича Алексея. Освящен в 1910 г. Костел выполнен в модном тогда неоготическом стиле. Был частично разрушен в 1936 г. В конце ХХ в. его передали верующим, на средства общины был восстановлен прежний вид: по старым чертежам и фотографиям отстроена стрельчатая башня, реставрированы внутренние интерьеры.
В костеле проходила служба, поэтому внутрь не заходила, сделала один стоп-кадр через стекло.
Далее по плану у меня были евреи-синагоги. В свое время в Жмеринке была весьма крупная еврейская община. Согласно переписи 1897 г., евреи составляли свыше 17% жителей Жмеринки (около 2,4 тыс. из 14 тысяч). Немного цифр: до 1910 г. число еврейского населения Жмеринки продолжает расти, но его доля в общем населении падает. Это объясняется, по-видимому, тем, что отток евреев из Жмеринки в большие города - Одессу, Киев, Екатеринослав, Петербург, Москву превышал естественный прирост евреев-жмеринчан и приток в Жмеринку евреев из близлежащих местечек. Накануне первой мировой войны евреи составляли около 15% общего числа жителей города (около 4,3 тыс. из 27,2 тыс.).

В декабре 2016 года в Жмеринке открылся первый в регионе еврейский этнографический фотомузей (фото выше именно оттуда). В нем представлены около 200 снимков объектов еврейского культурного наследия, а также, например, керамическая плитка с оттиском звезды Давида, которую нашли во время разборки стен одного из старых домов в еврейском квартале, и флаг Израиля, который был спрятан в подвале синагоги перед ее закрытием в 1962 году, его обнаружили в процессе ремонта в 2008 году, когда здание синагоги вернулось еврейской общине Жмеринки. Основатель музея - Евгений Шнайдер.
Красивая большая синагога - бывшая "Синагога богачей" - находится на ул.Горького 21.
Сегодня, правда, это не действующая синагога...а обычный жилой дом! Внутри все перестроили и сейчас там жилые квартиры и длинные коммунальные квартиры и лестницы.
 взгляд внутрь
Параллельно улице Горького находится улица Центральная. В доме №24 - бывшем особняке графа Гейдена - находится Исторический музей. Дом реставрировали, и он очень неплохо выглядит.
 красивый шпиль и маскароны, в общем, типичный модерн
Время работы: 8:00 - 17:00 (выходные вс, пн.)
Входной билет - 4 грн. (билеты, кстати, очень красивые, не во всех одесских музеях есть фирменные билетики).
Музей небольшой: всего 3 зала (третий временно закрыт, в нем сейчас формируется новая экспозиция). Но там приветливый гид и есть, что посмотреть.
герб Жмеринки
Музей знакомит с историей сел Большая и Малая Жмеринка, с которых берет начало современный город, с кустарными промыслами края, с историей прокладки железной дороги и вокзала. 
экспозиция старинной посуды и мебели, принадлежавшей графу Гейдену

Помимо основной экспозиции, в музее проводят различные выставки. Я вот попала на выставку ретро упаковок шоколада и конфет:)
После синагоги и музея я отправилась посмотреть центральную часть города. Центр, как можете легко предугадать, невелик. Здесь всего одна площадь и один парк (парк культуры и отдыха им.М.Горького).
здание мэрии

крылатый конь - символ Жмеринки (он изображен на гербе)

Интересно, что в городе постепенно происходят позитивные трансформации и эксперименты. Так, например, я узнала о проекте "План Z", который помогает реализовать Goethe-Institut в Украине. Цель проекта, по словам Владимира Дудика, руководителя отдела культуры, "на базе Жмеринки посмотреть, как развивать город, туризм." (источник)
В рамках проекта в городе сделали такое вот красивое граффити на здании библиотеки.
После библиотеки - в парк Горького! И там тоже яркое граффити, которое делали ко дню рождения города (первое воскресенье августа). А парк - самый обычный.
Фото вышло какое-то очень осеннее (хотя на календаре март-месяц).
Прогулявшись в парке, я снова вернулась в центр и отправилась кофейничать (как такой кофеман, как я, не протестирует местный кофе?:)
Кофеен - таких классических, стильных, к которым я привыкла в Одессе, в Жмеринке не нашлось. Ну, почти не нашлось. Одна кофейня мне все же понравилась: "Філіжанка" на Горького 4.
Уютная небольшая кофейня, и кофе (пробовала ореховый капучино), к слову, очень неплохой. Чизкейк, правда, не с сыром маскарпоне и не с карамелью, но вкусный!
В углу кофейни даже есть небольшая книжная полка, так что можно прийти на кофе-чай и посидеть, почитать. Также владелица кафе проводит выставки-продажи разных хенд-мейд вещиц.
В общем, мне понравилось и искренне рекомендую.
Немного стоп-кадров города.
И, конечно, я не могу пройти мимо интересных дверей.
Лазурный домик с колоннами, что-то в нем есть.
А через дорогу от дома - такой вот современный памятник, как мне объяснил гид, это "дерево любви". 
А вот этот интересный зонтик - как вы думаете, что это? Автобусная остановка:)
Свернув из центра, попадаешь на совсем уж нетуристические улочки. А если совсем откровенно - на очень убитые улочки. Пейзаж не самый радостный.
Зато улыбнула меня табличка:
Тут уж, вспомнив про "Золотого теленка", вспоминаешь и про "12 стульев" и Остапа Бендера, которому принадлежит цитата: «Последний настоящий город на земле — это Жмеринка». Памятник Бендеру стоял до недавнего времени рядом с вокзалом. Но уже не стоит: его, как рассказывают, временно демонтировали, а когда вернут на место - как всегда непонятно. А жаль: памятник очень даже хорош!
фото: kustoagro.com
Фото "дома миллионера Корейко" стало последним в моей фотопрогулке, начало темнеть, да и фотографировать по правде говоря больше было нечего. Последние пару часов перед поездом я просидела в полюбившейся кофейне "Філіжанка". В 10 вечера села в поезд, и в 3 утра уже была дома. 

Подводя итоги своего вояжа, скажу, что таки погорячилась, поехав в Жмеринку на целый день. Даже мой гид Иван удивился, когда я ему на перроне заявила "а я на целый день к вам!" Так что вам на заметку: в Жмеринке больше 4-5 часов делать не-че-го. За 3 часа реально обойти весь центр, достопримечательности, сходить в музей и синагогу. Потом пообедать (мой вариант - "Челентано", улица Киевская 2), и ехать дальше - в Винницу, например, или соседний городок Браилов, где есть музей Чайковского. 

Как бы там ни было, для меня любое путешествие - это кайф. И всегда интересно открывать уголки родной страны.

Полезные ссылки:

кофейня "Філіжанка"
Интересная статья про Жмеринку: Z означає Жмеринка

p.s. coming soon: уик-энд в Запорожье. Надеюсь, с этой поездкой, которую я уже года два планирую, все получится:)

Комментарии

  1. А про Восточный экспресс - это откуда информация такая?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. здравствуйте! информацию я нашла на этом сайте: http://photohunt.org.ua/Zhmerinka.html

      Удалить

Отправить комментарий