Одесса, дюк, акация и первый театр

Основанная в 1794 г., на месте турецкой крепости Хаджибей, Одесса с самых своих истоков была многонациональным, мультикультурным городом: основателями города были неаполитанец Дерибас, голландец Деволан, к застройке города привлекались немецкие и австрийские архитекторы (Гельмер и Фельнер), итальянские зодчие (Боффо, Бернардацци, Торичелли) и польские (Влодек, Гонсиоровский); первые банковские дома были основаны французами (Рено, Фурнье)… Французы. В общем-то с них все начиналось в Одессе. Вспомним первого и главного из них - Дюка де Ришелье. 

9 марта 1803 года, в день на редкость в эту пору теплый Ришелье въехал в Одессу с именным императорским указом по расширению и устроению города и порта.
Отдельным градоначальством в Херсонской губернии Одесса стала в 1802 году. В то время здесь было всего 9 тысяч жителей.
Тогда как Петербург был императорской столицей с благоустроенной набережной Невы, дворцами, парками, эспланадами, мощеными и благоустроенными улицами, Одесса напоминала большое село. Она обрывалась у моря, объятая почти нетронутой пахарем степью.
Маленький, безалаберный городишко поначалу дурно впечатлил дюка. Дома в ту пору здесь ставили из дикаря и глины в один этаж. Видом они были неприличны порядочному городу...

Но Дюк скоро все привел в порядок.
Возобновившееся в 1799 году строительство города и порта привело уже в 1800 году к оживлению здесь торговли. … Тогда же в Одессе были открыты конторы по торговле мануфактурными изделиями заграничного производства, и тем заложены основы транзитной торговли.
Хлеб стал идти потоком через Одессу в Европу…В первый же год правления дюка сюда прибыло 536 иностранных судов. С той поры вывозная хлебная торговля Одессы стала увеличиваться из года в год.
На судах под парусом хлеб отправляли в Турцию, на Мальту, в Испанию, в Итальянские государства и в Австрийскую империю. … Экспортировали хлеб и в Грецию.
Будни Ришелье
Подымался дюк рано, зимой и летом в 6 утра. После утреннего туалета и гимнастических упражнений он пил крепкий кофе на буйволином молоке.
Присутственный день его начинался с деловых бумаг, которые он внимательно вычитывал и ставил на них определения или писал ответы сразу набело, без исправлений, одинаково легко на русском, французском, английском или немецком языках, смотря по обстоятельствам и в зависимости от того, кому было назначено определение. Отписавшись на деловые бумаги, он погружался в чтение утренней почты, состоявшей из газет и журналов.
Загородный дом Ришелье стоял на склонах Водяной балки за Балканской стороной. Шестиколонным порталом обращенный к городу, просторный двухэтажный дворец в стиле эллинской классики… Дом господствовал над парком и был недурно виден со стороны города. Обширный сад вокруг дома устраивался в английском пейзажном стиле.
 Дача дюка находилась в том месте, где начиналась история Одессы. У отлогого обрыва после трудных ночных переходов к вечеру 13 сентября 1789 года здесь расположились на отдых перед штурмом Хаджибея солдаты Дерибаса. Тут была составлена диспозиция к нападению с рассветом на турецкий замок Хаджибей.
Кроме немногочисленной обслуги в доме Ришелье жили его старый учитель аббат Лабдан, адъютант и свояк, юный Луи Рошешуар.

…Многие годы дюк состоял на военной службе, был в сражениях, но к военному делу его душа не лежала. Внутреннее удовлетворение он находил в посадке и ращении деревьев и кустов, в покровительстве сельскохозяйственной промышленности и торговли края. 
Именно дюку мы признательны за чудесную акацию, которую он привез в Одессу.

Саженцы белой акации Ришелье специально выписал из Италии.
"Ничто так не характерно для Одессы, ничто так ее не напоминает вдали, как запах акации". - писал Жаботинский. И он был совершенно прав в этом своем утверждении, потому что акация давно уже стала символом Одессы, а пора ее майского цветения — такой же знаковой, как время белых ночей в Петербурге.
"Ее белые висячие гроздья повсюду: на улицах, в парках, в домах и в ресторанах; они вплетены в гривы извозчичьих лошадей, воткнуты в петлицы мужчин, пришпилены к женским волосам и бедрам, украшают вагоны трамваев, привязаны к собачьим ошейникам, — написал в рассказе "Большой Фонтан" Александр Иванович Куприн, который все это видел своими глазами.
Удивительным образом проявляется иногда связь времен! Весной 1881 года на Прохоровской, Елисаветской, Торговой улицах и в Успенском переулке высади ли более трех тысяч саженцев белой акации, далеких потомков той, что выписал Ришелье. А в это самое время на Фоминой балке в почтенном столетнем возрасте еще жил Степан Чалый, служивший садовником у дюка де Ришелье на его ухоженной до последнего кустика даче, от которой теперь осталось одно лишь название "Дюковский сад".
Первый театр
«Ваше величество, - писал дюк в Петербург еще в восемьдесят третьем году, - город сей местоположением и торговой значимостью определен быть вратами империи. Иноземцы составляют представление о России по его виду и умственной культуре. Среди обитателей Одессы есть много наиполезнейших иностранцев, обладающих искусностью в разных коммерциях и прочих работах. Иноземцев тех надо удержать и побудить к постоянному здесь жительству. Учитывая эти соображения, припадаю к стопам вашего величества о выделении достаточных сумм для возведения здесь театра.»
…Проект театрального здания составил петербургский архитектор Тома де Томон. Стены, могучие колонны, украшавшие вход в театр, перекрытие и сама крыша были поставлены в сравнительно короткий срок и без недоразумений.
 Театр был торжественно освящен и открыт в 1810 году.
«Милая Мари*, - писал тогда дюк, - мы наконец получили театральное здание, роскошью, удобством и акустическими свойствами не уступающее лучшим театральным зданиям Европы. Хочу верить, что здешние актеры будут достойны его сцены.»
(*письмо к Марии Нарышкиной)
Здание театра было внушительным, исполненным в стиле классицизма. Вместительный партер был устроен амфитеатром, а ложи располагались в три яруса, по семнадцать в каждом.
Первые спектакли давались русскими, польскими и французскими актерами. Перед одесским зрителем выступали знаменитые труппы Фортунатова и князя Шаховского. В 1811 году итальянцы поставили оперу. Открывались танцевальные классы. Актеры стали играть и в жанре балет.
Успех на одесской сцене требовал большого мастерства. Публика здесь была взыскательной, отлично знающая толк в сценическом искусстве.
Как мы знаем, в 1873 году первый театр горел, сильно пострадал от пожара. Был объявлен конкурс на проект лучшего театра, который выиграли тогда уже довольно известные венские архитекторы Гельмер и Фельнер, создавшие для города новый прекрасный театр.

цитаты: "Дюк де Ришелье" А.Сурилов
картинки: из сети интернет

Комментарии