Одесса, дюк, акация и первый театр
Основанная в 1794 г., на месте турецкой крепости Хаджибей, Одесса с самых своих истоков была многонациональным, мультикультурным городом: основателями города были неаполитанец Дерибас, голландец Деволан, к застройке города привлекались немецкие и австрийские архитекторы (Гельмер и Фельнер), итальянские зодчие (Боффо, Бернардацци, Торичелли) и польские (Влодек, Гонсиоровский); первые банковские дома были основаны французами (Рено, Фурнье)… Французы. В общем-то с них все начиналось в Одессе. Вспомним первого и главного из них - Дюка де Ришелье.
9 марта 1803 года, в день на редкость в эту пору теплый Ришелье
въехал в Одессу с именным императорским указом по расширению и устроению города
и порта.
Отдельным
градоначальством в Херсонской губернии Одесса стала в 1802 году. В то время
здесь было всего 9 тысяч жителей.
Тогда
как Петербург был императорской столицей с благоустроенной набережной Невы,
дворцами, парками, эспланадами, мощеными и благоустроенными улицами, Одесса
напоминала большое село. Она обрывалась у моря, объятая почти нетронутой
пахарем степью.
Маленький,
безалаберный городишко поначалу дурно впечатлил дюка. Дома в ту пору здесь
ставили из дикаря и глины в один этаж. Видом они были неприличны порядочному
городу...
Но Дюк скоро все привел в порядок.
Возобновившееся
в 1799 году строительство города и порта привело уже в 1800 году к оживлению
здесь торговли. … Тогда же в Одессе были открыты конторы по торговле
мануфактурными изделиями заграничного производства, и тем заложены основы
транзитной торговли.
Хлеб
стал идти потоком через Одессу в Европу…В первый же год правления дюка сюда
прибыло 536 иностранных судов. С той поры вывозная хлебная торговля Одессы
стала увеличиваться из года в год.
На
судах под парусом хлеб отправляли в Турцию, на Мальту, в Испанию, в Итальянские
государства и в Австрийскую империю. … Экспортировали хлеб и в Грецию.
Будни Ришелье
Подымался дюк рано, зимой и летом в 6 утра. После утреннего туалета и гимнастических упражнений он пил крепкий кофе на буйволином молоке.
Подымался дюк рано, зимой и летом в 6 утра. После утреннего туалета и гимнастических упражнений он пил крепкий кофе на буйволином молоке.
Присутственный
день его начинался с деловых бумаг, которые он внимательно вычитывал и ставил
на них определения или писал ответы сразу набело, без исправлений, одинаково
легко на русском, французском, английском или немецком языках, смотря по
обстоятельствам и в зависимости от того, кому было назначено определение.
Отписавшись на деловые бумаги, он погружался в чтение утренней почты,
состоявшей из газет и журналов.
Загородный
дом Ришелье стоял на склонах Водяной балки за Балканской стороной.
Шестиколонным порталом обращенный к городу, просторный двухэтажный дворец в
стиле эллинской классики… Дом господствовал над парком и был недурно виден со
стороны города. Обширный сад вокруг дома устраивался в английском пейзажном
стиле.
Дача
дюка находилась в том месте, где начиналась история Одессы. У отлогого обрыва
после трудных ночных переходов к вечеру 13 сентября 1789 года здесь
расположились на отдых перед штурмом Хаджибея солдаты Дерибаса. Тут была
составлена диспозиция к нападению с рассветом на турецкий замок Хаджибей.
Кроме
немногочисленной обслуги в доме Ришелье жили его старый учитель аббат Лабдан,
адъютант и свояк, юный Луи Рошешуар.
…Многие
годы дюк состоял на военной службе, был в сражениях, но к военному делу его
душа не лежала. Внутреннее удовлетворение он находил в посадке и ращении деревьев
и кустов, в покровительстве сельскохозяйственной промышленности и торговли
края.
Именно дюку мы признательны за чудесную акацию, которую он привез в Одессу.
Саженцы белой акации Ришелье специально выписал из Италии.
"Ничто так не характерно для Одессы, ничто так ее не напоминает вдали, как запах акации". - писал Жаботинский. И он был совершенно прав в этом своем утверждении, потому что акация давно уже стала символом Одессы, а пора ее майского цветения — такой же знаковой, как время белых ночей в Петербурге.
"Ее белые висячие гроздья повсюду: на улицах, в парках, в домах и в ресторанах; они вплетены в гривы извозчичьих лошадей, воткнуты в петлицы мужчин, пришпилены к женским волосам и бедрам, украшают вагоны трамваев, привязаны к собачьим ошейникам, — написал в рассказе "Большой Фонтан" Александр Иванович Куприн, который все это видел своими глазами.
Удивительным образом проявляется иногда связь времен! Весной 1881 года на Прохоровской, Елисаветской, Торговой улицах и в Успенском переулке высади ли более трех тысяч саженцев белой акации, далеких потомков той, что выписал Ришелье. А в это самое время на Фоминой балке в почтенном столетнем возрасте еще жил Степан Чалый, служивший садовником у дюка де Ришелье на его ухоженной до последнего кустика даче, от которой теперь осталось одно лишь название "Дюковский сад".
Саженцы белой акации Ришелье специально выписал из Италии.
"Ничто так не характерно для Одессы, ничто так ее не напоминает вдали, как запах акации". - писал Жаботинский. И он был совершенно прав в этом своем утверждении, потому что акация давно уже стала символом Одессы, а пора ее майского цветения — такой же знаковой, как время белых ночей в Петербурге.
"Ее белые висячие гроздья повсюду: на улицах, в парках, в домах и в ресторанах; они вплетены в гривы извозчичьих лошадей, воткнуты в петлицы мужчин, пришпилены к женским волосам и бедрам, украшают вагоны трамваев, привязаны к собачьим ошейникам, — написал в рассказе "Большой Фонтан" Александр Иванович Куприн, который все это видел своими глазами.
Удивительным образом проявляется иногда связь времен! Весной 1881 года на Прохоровской, Елисаветской, Торговой улицах и в Успенском переулке высади ли более трех тысяч саженцев белой акации, далеких потомков той, что выписал Ришелье. А в это самое время на Фоминой балке в почтенном столетнем возрасте еще жил Степан Чалый, служивший садовником у дюка де Ришелье на его ухоженной до последнего кустика даче, от которой теперь осталось одно лишь название "Дюковский сад".
Первый театр
«Ваше
величество, - писал дюк в Петербург еще в восемьдесят третьем году, - город сей
местоположением и торговой значимостью определен быть вратами империи. Иноземцы
составляют представление о России по его виду и умственной культуре. Среди
обитателей Одессы есть много наиполезнейших иностранцев, обладающих искусностью
в разных коммерциях и прочих работах. Иноземцев тех надо удержать и побудить к
постоянному здесь жительству. Учитывая эти соображения, припадаю к стопам
вашего величества о выделении достаточных сумм для возведения здесь театра.»
…Проект
театрального здания составил петербургский архитектор Тома де Томон. Стены,
могучие колонны, украшавшие вход в театр, перекрытие и сама крыша были
поставлены в сравнительно короткий срок и без недоразумений.
Театр
был торжественно освящен и открыт в 1810 году.
«Милая
Мари*, - писал тогда дюк, - мы наконец получили театральное здание, роскошью,
удобством и акустическими свойствами не уступающее лучшим театральным зданиям
Европы. Хочу верить, что здешние актеры будут достойны его сцены.»
(*письмо к Марии Нарышкиной)
Здание
театра было внушительным, исполненным в стиле классицизма. Вместительный партер
был устроен амфитеатром, а ложи располагались в три яруса, по семнадцать в
каждом.
Первые
спектакли давались русскими, польскими и французскими актерами. Перед одесским
зрителем выступали знаменитые труппы Фортунатова и князя Шаховского. В 1811
году итальянцы поставили оперу. Открывались танцевальные классы. Актеры стали
играть и в жанре балет.
Успех
на одесской сцене требовал большого мастерства. Публика здесь была
взыскательной, отлично знающая толк в сценическом искусстве.
Как мы знаем, в 1873 году первый театр горел, сильно пострадал от пожара. Был объявлен конкурс на проект лучшего театра, который выиграли тогда уже довольно известные венские архитекторы Гельмер и Фельнер, создавшие для города новый прекрасный театр.
цитаты: "Дюк де Ришелье" А.Сурилов
картинки: из сети интернет
Комментарии
Отправить комментарий