Одесса в цитатах

Я люблю этот город, бульвары, улицы и переулки, старинные парадные и старые дворики, вездесущих котиков, белье, колодцы (кое-где сохранившиеся), арки, балконы, вообще всю старую архитектуру. Маяк, пляжи, парки, трамваи, Французский бульвар, Паустовского, Олешу, Бабеля и Утесова, Веру Инбер, всех тех писателей, которые жили (или по крайне мере бывали) в Одессе, писали об этом городе. И, конечно, море. К нему можно приходить в любом состоянии, радости или печали, и всегда уходить воодушевленным, очищенным, светлым. Разве не счастье жить в городе у моря?..

"Я родился в Одессе. Вы, думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается. Для этого надо, чтобы родители хотя бы за день до вашего рождения попали в этот город. Мои - всю жизнь там прожили."

(Л.Утесов "Спасибо, сердце")
"Я не знаю, кто виноват. Солнце? Море? Небо? Но под этим солнцем, под этим небом, у этого моря родятся особые люди."

(Л.Утесов "Спасибо, сердце")
"Те, кто не был в Одессе, могут представить эти греческие дворы с чужих слов, но никогда не поймут, в чём их прелесть. Надо увидеть такой двор или пожить в нём хоть несколько дней, чтобы это понять… Это прямоугольные внутренние дворы, окружённые со всех сторон старым двухэтажным домом. Единственный выход из этих дворов — подворотня на улицу. Все комнаты и квартиры из обоих этажей выходят на старые деревянные террасы и такие же деревянные лестницы.

Террасы тянутся вдоль стен дома, шатаются и скрипят. Они служат прямым и самым оживлённым продолжением комнат и квартир. На террасах жарят на керосинках скумбрию, готовят икру из «синеньких», купают детей, ссорятся всем домом, стирают бельё в пышной пене, гладят, а ночью даже спят «в холодке».

(Константин Паустовский «Бросок на юг»)



"Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

На опыте своей жизни я знал, что есть много видов одиночества. Перечислять их я не буду, но знаю, что есть одиночество в толпе и одиночество лесное, есть одиночество, сопутствующее горю, и есть, наконец, морское одиночество, зачастую близкое к состоянию безмолвного душевного подъема."


(К. Паустовский «Время больших ожиданий»)


"В южных городах люди не стесняются улицы, как это бывает на севере. Поэтому на юге улицы простодушнее и лиричнее. Там они легко делаются ареной для проявления человеческой доброты, шутливости и любопытства."

(К. Паустовский «Время больших ожиданий»)
"Солнце просвечивало через листья, как через нежные ладони, полные розовой крови."

(Константин Паустовский «Черное море»)

"Знаете ли вы, что такое Одесса? Нет, вы не знаете, что такое Одесса! Много есть на свете городов, но такого больше нет. Посмотрите на Одессу с моря. Рай! Посмотрите с берега! То же самое. Да что говорить..." 

(Леонид Утесов "Спасибо, сердце") 


"Одесса —это Левант. Это Черное море, теплые ветры с Босфора, бывшие греческие контрабандисты и негоцианты из Пирея. Итальянцы-гарибальдийцы, капитаны и портовые грузчики — банабаки. Богатства всех стран, влияние Франции, гетто на Молдаванке, бандиты, ценившие превыше всего остроумие, седоусые рабочие с Пересыпи, итальянская опера, воспоминания о Пушкине, акации, желтый камень, цветы, любовь к анекдоту и страшное любопытство к каждой мелочи. Все это — Одесса.

Но главное — море. Баранов был прав. Черное море выбросило в жизнь этих писателей, как дарит берегам самые разнообразные вещи — от поющих раковин до сорванных с якорей плавучих мин, разносящих в пыль прибрежные скалы."

(Константин Паустовский «Черное море»)


"В Одессе есть длинная, в несколько километров улица, идущая вдоль моря. Она называется Французский бульвар. По обеим сторонам ее стояли виллы банкиров. Ограды. Движущаяся тень листвы на асфальте. Львиные морды в коронах. Буковые изгороди. Здесь жили хозяева города. Вилла Маврокордато. Вилла Рено. Вилла Ашкенази. Вилла Маразли..."

(Ю.Олеша)
"Если стать лицом к морю, то справа - здание городской думы, в классическом стиле. Слева - Воронцовский дворец. Здесь бывал Пушкин. Прямо перед вами порт. Там всегда шумно и весело. С бульвара в порт ведет знаменитая лестница. Рядом с ней - фуникулер. (Если сказать в Одессе это слово - никто не поймет, о чем идет речь. Его просто называют "подъемная машина". Так одесситам кажется короче и понятней.) Вниз - две копейки, вверх - три. Вниз почти никто не ездит. Зачем? Сойти по лестнице вниз просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. У веселых одесситов - крепкие сердца. И подъемная машина - вовсе не золотое дело."

(Л.Утесов "Спасибо, сердце")


"У каждого хорошего города должно быть свое лицо. Если у города нет своего лица - это не город. А знаете, как можно определить, есть ли у города свое лицо?- Не знаете? Так я вам скажу.

Вы приехали в город впервые, а вам кажется, что вы уже здесь бывали, - значит, у города нет своего лица, он похож на многие другие. Я мог бы вам назвать такие города, но не стоит - жители обидятся. Они любят свой город независимо от его облика. Разве можно не любить мать за то, что она не красавица. Мать любят за то, что она мать. Город - за то, что в нем прошла прекрасная пора детства и юности. Если бы Одесса была не самым лучшим городом в мире, разве я не любил бы ее? Конечно любил. Может быть, немножечко меньше, но любил. А так как она все-таки самый лучший город и т. д., то сами понимаете..."

(Л.Утесов "Спасибо, сердце")
Как хотите, можете со мной делать что угодно, а я все равно буду кричать: "Одесса - лучший город в мире!" вы скажите: "Подумаешь, какой одесский Галилей нашелся!" А я все равно кричу: "Одесса - лучший город в мире!"

(Л.Утесов "Спасибо, сердце")

Комментарии

Отправить комментарий